Напитки

1.  Соки
2.  Чай
3.  Кофе
4.  Какао
5.  Квас
6.  Компоты
7.  Кисели
8.  Минералка
9.  Молоко
10. Коктейли
11. Вина
12. Экзотика

Кулинария

1.  Закуски
2.  Первые блюда
3.  Вторые блюда
4.  Соусы
5.  Выпечка
6.  Десерты

Консервирование

1.  Общие правила
2.  Консервация
3.  Маринование
4.  Соление
5.  Квашение
6.  Заготовка мяса
7.  Заготовка рыбы
8.  Варенье
9.  Соки

Кухни

Полтавская

Вегетарианская

Партнеры

Магазин самоваров samovarmarket.ru

  

Купажи черного чая. Русский караван

Почему такой он вялый,
Просто жалко поглядеть?
Пьет он чаю слишком мало,
Как же тут не заболеть?

Чайная реклама советских времен. К тексту отношения не имеет


Рассказывая несколько колонок назад о чистых черных чаях, я совершенно не касался одного их замечательного и печального свойства. Чистые, по-настоящему чистые черные чаи никогда не повторяются. Хороший черный чай с определенной плантации и определенного времени сбора бывает только один раз. Уже следующий урожай этой плантации будет совсем другим, а через год на ней и подавно вырастут совсем другие листья. Конечно, не совсем другие — общие признаки чая останутся неизменными — но нюансы, нюансы вкуса и аромата, изменятся. Не даром на упаковках хорошего чая пишут не только сорт, плантацию, номер сбора, но и год урожая.

Такая ежегодная и едва заметная разница конечно хороша — потому что каждый год приносит новые впечатления. Но хороша она с точки зрения чистого искусства, но отнюдь не с точки зрения эффективного удовлетворения ежедневного спроса миллионов потребителей. Которые, покупая пачку чая с привычным названием, хотят получить привычные вкус, аромат и качество — независимо от того, какие дожди пролились на какую плантацию.

Именно стремление обеспечить стабильное качество определенного сорта чая является первой причиной создания купажей. Следует сразу заметить, что «стабильное качество» — категория субъективная. Стабильное качество может быть каким угодно. Например — «приемлемым». И тогда чайный купаж будет оптимизирован по себестоимости — и в нем будут смешано небольшое количество хорошего чая с большим количеством чая посредственного. Именно такой смесью, кстати, являлся в советские времена знаменитый чай «со слоном».

В истории чайных купажей «для качества» есть одна очень красивая страница. Компания «Lipton», в те далекие времена, когда она была еще компанией, а не торговой маркой, принадлежащей концерну «Unilever», создала целый набор чайных купажей, «заточенных» под определенную местность в Великобритании. Вернее — под воду в этой местности. И знаете, чаи «для Эссекса» или «для Западного Суссекса» пользовались очень большим спросом.

Вторая причина, по которой создаются чайные купажи, состоит в стремлении получить напиток нового вкуса. Именно эта причина привела к появлению знаменитых сортов чая, о которых речь пойдет ниже. И, прежде чем я начну рассказ об этих купажах, еще одно замечание.

Большинство чаев, продающихся в наших магазинах — купажи. И, к сожалению, прежде всего — купажи, оптимизированные «по себестоимости». Даже если на пачке с чаем написано «Pure Ceylon Tea», это означает только то, что в пачке нет никакого чая, кроме цейлонского. Но Цейлон — большой остров, с большим количеством чайных плантаций. И каждая конкретная партия чая, вышедшая под определенной торговой маркой, может представлять собой совершенно уникальную (не в смысле качества, но в смысле «неповторимости») смесь чаев. Там может оказаться чай с хороших плантаций, но невысокого качества, просто хороший чай, чай, который давно хранится и потерял большую часть аромата — все что угодно, лишь бы потребитель не отравился.

Справедливости ради замечу, что приличные производители марку держат — и оптимизируют купажи не только по себестоимости, но и по качеству. Хотя и у них разные партии чая могут заметно отличаться друг от друга. Так, например, Jackson of Piccadilly Russian Caravan Tea два-три года назад мне нравился больше, чем сейчас. Похоже, что наряду с дизайном упаковки владельцы торговой марки Jackson of Piccadilly сменили и состав этого знаменитого купажа.

Уф… У меня, наконец, получилось более или менее перейти от затянувшегося вступления к описанию конкретных купажей черного чая. С «Русского каравана» и начну.

Итак. Вплоть до открытия в 1869 году Суэцкого канала путь чая из Китая в Европу был долгим и многотрудным. Он мог попасть туда по морю (4 месяца по воде, с неизбежной потерей качества, из Кантона, мимо Индии и вокруг Африки) или посуху (около года, через Сибирь или Среднюю Азию, Европейскую Россию и часть Европы, с очень незначительными потерями качества). Большая часть чая в Европу, конечно, попадала морским путем (такой чай часто назывался кантонским). Но были крохи — буквально крохи — которые просачивались через Россию. Чай этот назывался караванным, был лучше (в первую очередь — ароматнее) катонского и чрезвычайно ценился. Иногда его, как продукт драгоценный, смешивали с сортами попроще.

После открытия Суэцкого канала морская доставка чая в Европу стала дешевле, да и потери качества стали совершенно неощутимыми — и караванный чай из продукта с вполне определенными свойствами стал превращаться в маркетинговый миф. К середине XX века чайное мифотворчество в этом направлении окончательно завершилось, и «Русским караваном» стали называть купаж, в который обязательно входит китайский кимун (иногда, очень редко — лапсанг сушонг, подкопченый чай). Наличие китайского чая в купаже исторически обосновано — ведь шел-то чай караванами именно из Китая. Ну а другие составляющие смеси могут быть какими угодно — это уж как решит производитель.

На коробке-банке с «Русским караваном» часто рисуют верблюдов (намек на Среднюю Азию и то, что часть пути чай проделывал на пути этих флегматичных животных) и пишут историю о том, что именно такой чай был чрезвычайно популярен в среде русской аристократии. И это уже спорный вопрос — русская аристократия, безусловно, пила почти исключительно китайский чай (другого просто не было), но то, что это был совсем не тот чай, что замешан в пачке с «Русским караваном» — столь же безусловно. Мало того, чай, в названии которого присутствует слово «русский» долгое время в России был незнаком и недоступен.

В настоящее время в наших магазинах встречаются «Русские караваны» торговых марок Jackson of Piccadilly и Twinings, за рубежом выбор побольше — но качество и вкус всех этих купажей примерно одинаковые. У них суховатый терпко-цветочный аромат (это жуткая мука, характеризовать словами вкусы и ароматы), легкий, едва сладковатый вкус и невероятное, божественное, сухое и шершавое послевкусие. Именно из-за этого послевкусия «Русские караваны» лучше пить в чистом виде — без сахара, лимона, сливок и прочей ерунды (хотя на пачке обязательно пишут, что чай хорош с молоком и лимоном). И еще этот чай очень хорошо сочетается с разного рода кремовыми пирожными и тортиками — столь же неплох он и с классическими чайными закусками: овсяным печеньем, сэндвичами с огурцом-ветчиной-рыбой-сыром, прочей вкуснятиной.

Чтобы немного поумерить восторги, я вернусь к замечанию, сделанному выше: Jackson of Piccadilly Russian Caravan Tea два-три года назад мне нравился больше, чем сейчас. Целый год этот чай вызывал у меня восторг, близкий к щенячьему. Сейчас он мне просто нравится. Возможно, я к нему «припился», но не исключено, что изменился и состав купажа.

Если вспомнить введенную в прошлых колонках классификацию, то «Русский караван» можно отнести как к полуденным (обеденным), так и к вечерним чаям. Он отлично справится с функцией диджестива, завершая плотный обед. Ну а о его сочетаемости с закусками я уже говорил.

До следующего четверга и до следующих купажей.

      


Всякая всячина

 Жульен, жюльен
 Интересно про Пиво
 Галантин
 Архив новостей
 Мои кнопочки


   
Copyright © Елена Никоненко 2004-2024